История идеологии: Ю.П. Францев о древневосточной философской мысли
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-8-184-194Ключевые слова:
история философии, советская история науки, идеология, Ю.П. Францев (Г.П. Францов)Аннотация
центре внимания автора статьи – анализ неопубликованной главы для коллективного труда по истории философии, написанной Ю.П. Францевым (1903–1969) в 1951 г., посвященной становлению древневосточных идеологий. Автор неопубликованного текста начинал свою научную деятельность как египтолог и исследователь ранних религий, был учеником востоковеда В.В. Струве, чьи работы сыграли важнейшую роль в становлении советских представлений о последовательности социально-экономических формаций в мировой истории. В послевоенное время Францев практически полностью отходит от исторических штудий, а неопубликованная глава может считаться его прощанием с тематикой ранних исследований. Францев построил текст, который максимально последовательно проводил мысль о противостоянии идеализма и материализма в течениях философии древних Египта, Вавилонии, Индии и Китая. При этом ему приходилось конструировать разделение на идеалистов и материалистов, опираясь на очень ненадежные сведения о древних философах, что фактически открывало возможности для того, чтобы проводить это разделение на основании собственной интуиции; при этом оно должно было выглядеть как очевидно объективное. Судьба автора, особенности построения текста, проанализированные через контекст развития советской гуманитарной мысли к концу сталинского времени, позволяют увидеть, каким образом советский исторический нарратив пришел к наиболее ясному и логическому в рамках его собственной системы координат видению идеологии как инструмента анализа общественной мысли. Польза для современного обращения к этому сюжету заключается в том, что достижение этой точки унификации нарратива было опознано как тупиковое – по большей части интуитивно, в случае Францева – возможно, интеллектуально.
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-08-31 (1)