Женщины и Путь Будды в 19-м свитке «Собрания стародавних повестей»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-6-164-175Ключевые слова:
японский буддизм, «Собрание стародавних повестей», монашество, женщины в буддизмеАннотация
19-й свиток «Собрания стародавних повестей» («Кондзяку моногатари-сю», XII в.) содержит около сорока рассказов, почти половина из них посвящена пострижению в монахи. Принятие монашеских обетов мыслится как центральное событие в жизни буддийского подвижника, по значимости сравнимое с обретением просветления. В японском буддизме бытовали различные взгляды на то, какой образ жизни должны вести люди, уже принявшие обеты, но все мыслители сходились в том, что роли и возможности мужчин и женщин на этом пути различаются. Согласно махаянской доктрине, женщина, как и мужчина, может «выйти из дому», подвижничать и обрести просветление. Но на практике считалось, что ей гораздо сложнее, чем мужчине, преодолеть свою чувственность и оборвать связи с миром. В 19-м свитке «Кондзяку» встречаются дамы разного возраста, социального положения и статуса. Молодые, красивые женщины, возлюбленные героев, не идут по пути Будды и непреднамеренно, самим фактом своего существования, мешают влюбленным в них мужчинам. Но если такая женщина умирает, это помогает герою осознать иллюзорность мира и обратиться к подвижничеству. Взрослые замужние женщины, матери – хранительницы семейных ценностей. Их интересует не уход от мира, а приумножение богатства, выращивание детей. Наконец, дамы почтенного возраста, успевшие пожить и реализовавшие себя, могут обратиться к буддизму, принять заповеди и подвижничать с чистым сердцем.
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-06-30 (1)