Кантовский «коперниканский переворот»: синтез эмпирического реализма и трансцендентального идеализма
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-6-131-141Ключевые слова:
Кант, коперниканский переворот, трансцендентализм, трансцендентальная философия, трансцендентальный идеализм, априоризм, эмпирический реализм, эмпирический вектор.Аннотация
Кантовский трансцендентализм можно рассматривать как метафизическую теорию возможного опыта, связанную с решением (семантической) проблемы соответствия, поставленной им в письме к М. Герцу (21.02.1772): на чем основывается отношение представления к предмету? Кант выделяет два способа решения этой проблемы: от предмета к представлениям и от априорных представлений к предметам – и выбирает второй из них, совершая тем самым свой «коперниканский переворот». Анализ внутренней структуры этого переворота показывает, что в нем можно выделить два вектора: эмпирический, от предметов (= вещей самих по себе) к представлениям, и априорный, от априорных представлений к предметам опыта (= кантовским явлениям). Введение априорного вектора говорит о том, что кантовская концепция априоризма не эмпирична, но поскольку в ней сохраняется эмпирический вектор, то его трансцендентализм совместим с эмпирическим реализмом, а кантовский трансцендентальный идеализм представляет собой метауровневую (метафизическую) теорию опыта. Подобное прочтение Канта основано на «революционной» трактовке трансцендентализма, развиваемой в работах Г. Берда, Дж. Праусса, Г. Эллисона и др., которая получила название теории «двух аспектов». Таким образом, мы развиваем реалистическую трактовку Канта, которая созвучна современным интерпретациям трансцендентализма, представленным в работах В. Рёда, А. Коллинза, Р. Абелы, К. Вестфаля, Л. Эллайс и др.
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-06-30 (1)