Цифровизация образовательного пространства: эмоциональные риски и эффекты
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-4-16-24Ключевые слова:
цифровизация, образование, образовательное пространство, образовательные технологии, эмоциональные риски, эмоциональные эффекты, обучающиеся, коммуникация.Аннотация
Статья посвящена системной проблеме цифровизации образовательного пространства, осмыслению ее эмоциональных рисков и эффектов. Авторами выявлены следующие эмоциональные риски цифровизации образовательного пространства: 1) эмоциональная отчужденность обучающихся от одноклассников и педагогов; 2) эмоциональная депривация, вызванная «цифровым неравенством»; 3) эмоциональное истощение в связи с информационным перенасыщением и доминированием наглядно-образного восприятия учебного материала; 4) эмоциональная тревожность из-за тотализации цифрового контроля за результатами учебной и внеучебной деятельности обучающихся; 5) эмоциональные деформации, вызванные неустойчивостью самооценки обучающихся. В статье подчеркивается вероятностный характер этих эмоциональных рисков. Особое внимание авторы уделяют и выявлению ряда эмоциональных эффектов цифровизации образовательного пространства: 1) эмоциональная эйфория от широкого доступа к цифровому обучению у тех, кто ранее по различным причинам не имел полноценной возможности получать классическое образование; 2) эмоциональная включенность людей с ограниченными возможностями развития в цифровой образовательный процесс; 3) эмоциональная позитивность обучающихся от расширения возможностей поступления в средние специальные и высшие учебные заведения посредством цифровых технологий; 4) эмоциональная связь с участниками образовательных форумов и других электронных образовательных ресурсов; 5) эмоциональная воодушевленность обучающихся при получении возможностей формирования индивидуальных траекторий обучения посредством цифровых технологий. Итогом исследования являются предложения о путях нивелирования эмоциональных рисков цифровизации образовательного пространства.