Человек-виртуал и передача культурных ценностей поколению эпохи цифры
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-3-53-63Ключевые слова:
человек-виртуал, киборг, А. Кларк, цифровое поколение, цифровые ценности, метафора онлайн-платформы, даннофикация.Аннотация
Современная эпоха выводит на авансцену новые типы субъектности, среди которых как поколение эпохи цифры, так и его радикальная трансформация в образе человека-виртуала. Ценности дигитального мира, направленные на «сетевой успех» и «сетевой след», стремление обладать вариативной идентификацией и присваивать готовые контент-ресурсы, противоборствуют с традиционными культурными ценностями, опирающимися на рефлексивное осмысление существующего. Цель статьи связана с анализом проблемы передачи гуманитарных ценностей представителям поколения цифры. В центре внимания – три группы проблем, рассматриваемых с опорой на англоязычную литературу. Во-первых, это характеристики человека-виртуала; во-вторых, использование метафоры онлайн-платформы как модели трансляции культурных ценностей; в-третьих, анализ программирующего воздействия цифровых технологий. Рассматриваются теория расширения возможностей разума А. Кларка, доказывающего, что люди – естественные киборги, выводы Д. Харауэй, указывающие, что киборг – не просто соединение машинного и живого, это гибрид, порождающий ментальные проекции, взгляды Дж. Урри на современное общество, представленное сложными социально-природными гибридами, позиция Х. Толу (H. Tolu) в отношении кибер-луддизма. Анализируется многозначное понимание человека-виртуала (“virtual person”) как специально созданного объекта в виртуальной среде. Показано, что трансляция культурных ценностей опирается на эффект «даннофикации» и критерий «данные решают все». Воздействия дигитального мира рассматриваются с признанием их амбивалентного характера. Принятие интеграции человека и цифровых технологий сопровождается резким противостоянием миру, созданному компьютерами и сетями. Делаются выводы о необходимости гуманитарного протеста против тенденции разрушения человеческих ценностей
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-03-31 (1)