Это устаревшая версия, которая была опубликована 2022-03-31. Прочтите самую последнюю версию.

О судьбах просвещения

Авторы

  • А.В. Разин Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, ГСП-1, Москва, 119991, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-3-42-52

Ключевые слова:

просвещение, стандарт, индивид, личность, свобода, рационализм, развитие, регресс, этика добродетелей

Аннотация

В статье рассматриваются высказанные в литературе возражения против логики просветительского мышления, приводящего, по мнению многих мыслителей, к стандартизации жизни, подавлению индивидуальности, раз­витию тоталитарных режимов. Вместе с тем показывается, что современ­ный этап развития технологий, связанных с широким применением творче­ского труда, не укладывается в стандарт, в традиционные методы контроля и даже там, где появление стандарта кажется необходимым, основанным на согласии людей, это не всегда приводит к положительному эффекту. По­этому воздействие на поведение человека этики добродетелей не может быть устранено из современной теории морали. Также рассматриваются новые подходы к пониманию просвещения, связанные с осмыслением его как встроенного в современные глобальные процессы, когда просвещение, с одной стороны, оказывается связанным с осмыслением всех особенно­стей цивилизационного развития, а с другой стороны, служит для оправ­дания экспансии со стороны развитых стран, подчинения их собственным целям задач распространения знания и реформ в развивающихся странах. В качестве методологии используются системный метод сравнительного анализа, исторический метод. Новизна заключается в том, что показывают­ся причины неоправданной, идеологической критики просвещения и пути преодоления недостатков традиционной логики однолинейного системного мышления.

Опубликован

2022-03-31

Версии

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2022. О судьбах просвещения. Вопросы философии. 3 (Mar. 2022), 42–52. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-3-42-52.