О судьбах просвещения
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-3-42-52Ключевые слова:
просвещение, стандарт, индивид, личность, свобода, рационализм, развитие, регресс, этика добродетелейАннотация
В статье рассматриваются высказанные в литературе возражения против логики просветительского мышления, приводящего, по мнению многих мыслителей, к стандартизации жизни, подавлению индивидуальности, развитию тоталитарных режимов. Вместе с тем показывается, что современный этап развития технологий, связанных с широким применением творческого труда, не укладывается в стандарт, в традиционные методы контроля и даже там, где появление стандарта кажется необходимым, основанным на согласии людей, это не всегда приводит к положительному эффекту. Поэтому воздействие на поведение человека этики добродетелей не может быть устранено из современной теории морали. Также рассматриваются новые подходы к пониманию просвещения, связанные с осмыслением его как встроенного в современные глобальные процессы, когда просвещение, с одной стороны, оказывается связанным с осмыслением всех особенностей цивилизационного развития, а с другой стороны, служит для оправдания экспансии со стороны развитых стран, подчинения их собственным целям задач распространения знания и реформ в развивающихся странах. В качестве методологии используются системный метод сравнительного анализа, исторический метод. Новизна заключается в том, что показываются причины неоправданной, идеологической критики просвещения и пути преодоления недостатков традиционной логики однолинейного системного мышления.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-03-31 (1)