Это устаревшая версия, которая была опубликована 2022-02-28. Прочтите самую последнюю версию.

Встреча Индии и Запада в социально-философских концепциях Бхактивиноды Тхакура и Ауробиндо Гхоша

Авторы

  • А.И. Инков Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 109028, Покровский бульвар, д. 11.
  • А.А. Шиков Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 109028, Покровский бульвар, д. 11.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-2-205-215

Ключевые слова:

Атман, Ауробиндо Гхош, Брахман, Бхактивинода Тхакур, варнашрама-дхарма, вишнуизм, гаудия-вайшнавизм, индийская философия, неоведанта, социальная философия, философия истории.

Аннотация

В новых геополитических реалиях Индия все активнее проявляет себя как один из лидеров не только мировой политики, но и четвертой промышленной революции, успешно сочетая приверженность своим культурным традициям с установками на модернизацию жизни всех своих граждан. Желание и спо­собность объединять, казалось бы, несоединимое с древности были харак­терными чертами индийской ментальности. Они ярко проявились и в соци­ально-философских концепциях идеологов Индийского Возрождения конца XIX – начала XX в., Бхактивиноды Тхакура и Ауробиндо Гхоша. Анализ их учений, которому посвящена настоящая статья, обращает внимание на нали­чие в философской мысли того времени двух позиций в отношении западной культуры: радикального отрицания западных ценностей и их творческой ас­симиляции. Обоих мыслителей занимала проблема современного состояния общества, не характерная для классической веданты, оба критиковали Запад за чрезмерный рационализм и единственным инструментом установления гармонии в обществе полагали духовный прогресс. Но Тхакур видел в обще­ственной жизни упадок, причиной которого считал отход от изначальных принципов варнашрама-дхармы, с древности нормирующей жизнь людей,
и призывал к их восстановлению. Ауробиндо же мыслил глобально: рассуж­дал о смысле общечеловеческой истории как осуществлении Божественного Абсолюта в земной жизни. Западные прогрессистские социально-философ­ские концепции он критиковал и отвергал как несостоятельные по причине расхождения с главными для него ценностями: уникальностью и важностью каждой человеческой жизни, необходимостью духовного объединения людей для достижения их единства с Брахманом.

Опубликован

2022-02-28

Версии

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2022. Встреча Индии и Запада в социально-философских концепциях Бхактивиноды Тхакура и Ауробиндо Гхоша. Вопросы философии. 2 (Feb. 2022), 205–215. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-2-205-215.