Встреча Индии и Запада в социально-философских концепциях Бхактивиноды Тхакура и Ауробиндо Гхоша
Аннотация
В новых геополитических реалиях Индия все активнее проявляет себя как один из лидеров не только мировой политики, но и четвертой промышленной революции, успешно сочетая приверженность своим культурным традициям с установками на модернизацию жизни всех своих граждан. Желание и способность объединять, казалось бы, несоединимое с древности были характерными чертами индийской ментальности. Они ярко проявились и в социально-философских концепциях идеологов Индийского Возрождения конца XIX – начала XX в., Бхактивиноды Тхакура и Ауробиндо Гхоша. Анализ их учений, которому посвящена настоящая статья, обращает внимание на наличие в философской мысли того времени двух позиций в отношении западной культуры: радикального отрицания западных ценностей и их творческой ассимиляции. Обоих мыслителей занимала проблема современного состояния общества, не характерная для классической веданты, оба критиковали Запад за чрезмерный рационализм и единственным инструментом установления гармонии в обществе полагали духовный прогресс. Но Тхакур видел в общественной жизни упадок, причиной которого считал отход от изначальных принципов варнашрама-дхармы, с древности нормирующей жизнь людей,
и призывал к их восстановлению. Ауробиндо же мыслил глобально: рассуждал о смысле общечеловеческой истории как осуществлении Божественного Абсолюта в земной жизни. Западные прогрессистские социально-философские концепции он критиковал и отвергал как несостоятельные по причине расхождения с главными для него ценностями: уникальностью и важностью каждой человеческой жизни, необходимостью духовного объединения людей для достижения их единства с Брахманом.