Коменский, милленаризм и проект всеобщего языка. Ян Амос Коменский. Путь Света, найденный и подлежащий нахождению (1668 г.). Гл. XIX. Основание всеобщего языка. Перевод с латыни и примечания А.В. Карабыкова
Аннотация
Изучение творчества Яна Амоса Коменского (1592–1670) почти не выходит за рамки истории педагогики. Между тем наследие чешского мыслителя отличается широтою и многогранностью. Цель статьи – исследовать в контексте эсхатологических взглядов Коменского лингвофилософский аспект его творчества, служившего задачам глобального преобразования мира. Показывается, что этот аспект был развит в форме «универсальной культуры языка». Рассматриваются векторы этой культуры и их организация, в соответствии с которой относительно простые проекты, связанные с культивированием народных и классических языков, подчинялись самому сложному – созданию универсального, всецело рационального и искусственного языка. Анализируется система вер и допущений, лежавшая в основе этого предельного замысла: во-первых, ее ядро, которое включало в себя эпистемические и теологические убеждения, разделяемые Коменским с другими авторами подобных дизайнов, и, во-вторых, ее периферия: религиозно-метафизические воззрения, отличавшие образ мысли чешского реформатора. Статью дополняет перевод главы XIX «Основание всеобщего языка» первостепенного трактата Коменского «Путь Света» (Via Lucis, 1668 г.).