Двойничество Ф.М. Достоевского: Россия и Европа в «Дневнике писателя»

  • М.С. Киселева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 105066, ул. Старая Басманная, д. 21/4.
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, экзистенциальный опыт, двойничество, Россия, Европа, «Дневник писателя», двойная композиция, «разговор» с читателем.

Аннотация

Автор исследует феномен двойничества в «Дневнике писателя» в историче­ском контексте и в актуальной российской публицистике 70-х гг. XIX в. Идея двойника как основа метафизических глубин творчества Достоевского связывает литературоведческий и философский анализ его произведений. Автор показывает, что феномен двойничества имеет экзистенциальное ос­нование в самой биографии писателя: его опыт приговоренного к смертной казни, замененной затем сибирской каторгой; после освобождения  путе­шествия по Европе и возвращение в Петербург. «Внутренняя почва» двой­ничества, личностно пережитая и требовавшая от писателя осмысления, оформилась к середине 70-х гг. как идея ближайшего лидерства России среди европейских стран. Критикуя буржуазную Европу, Достоевский был уверен, что Россия всегда будет нуждаться в европейской культуре. Фено­мен двойничества показан в конструировании Достоевским двойной компо­зиции «Дневника» (высокий и нижний регистры), в «разговорной» основе текста, построенной на письмах читателей и использованной писателем во внутреннем диалоге и с читателем, и с самим собой, а также в языковых маркерах «мы» и «они». Проблематика русско-европейских «двойнических» связей проходит через всю публицистику Достоевского, определяя его ис­ториософскую концепцию, отношение к вере, понимании нравственного выбора человека.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Киселева . М. Двойничество Ф.М. Достоевского: Россия и Европа в «Дневнике писателя» // Вопросы философии. 2021. Т. № 12. С. 161–172.
Выпуск
Раздел
Из истории отечественной философской мысли