Интеллектуальная ответственность и эпистемологический теизм
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-12-43-55Ключевые слова:
эпистемология добродетелей, интеллектуальная надежность, эпистемическая ответственность, эпистемологический теизм, эпистемическое благо, интеллектуальная этика.Аннотация
Одним из наиболее интересных и широко дискутируемых в современной эпистемологии направлений является так называемая интеллектуальная этика, нормативная по своей сути, центрированная вокруг понятия эпистемической добродетели, опирающаяся на идею метафизической антропологии, дополненной элементами теологии. Последнее заключается в представлении о «даре» человеку со стороны Высшего существа, Бога, – и этот дар состоит в присущих индивиду эпистемических добродетелях. Субъекто-центрированная эпистемология добродетелей делает акцент на интеллектуальных и эпистемических качествах познающего субъекта, гарантирующих истинность его верований. Однако является ли Бог истинным гарантом их «эпистемической надежности» и возможности отождествления таким образом обоснованного верования со знанием? Надежность самой когнитивной человеческой способности может видеться в реализации virtus как «совершенства в бытии ради блага», в данном случае эпистемического, единственной гарантией которого способна быть только божественная воля. Так ли это? В статье делается попытка ответить на этот вопрос в ходе реконструкции и анализа эпистемолого-теистического подхода к определению одной из ключевых эпистемических добродетелей познающего субъекта – интеллектуальной ответственности.