Об уме. Восходя к Николаю Кузанскому
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-11-167-176Ключевые слова:
ум, начало, тождество бытия и мышления, логический круг, универсальная форма, истина, отражение, творчество, пантеизмАннотация
В статье выражена внутренняя связь исторической культуры философского мышления и современного понимания мыслящей способности. Начиная с Античности мышление понимает себя как форма постижения вещи из ее собственной природы. Погружение этой проблемы в многообразный предметный материал сегодняшней действительности делает своевременной задачу представить эту проблему в ее всеобщем виде – чтобы дать теоретическое основание для разумного отношения к действительности. Философия ищет абсолютные основания бытия, и потому на каждом этапе своего развития так или иначе соприкасается с абсолютным формой своего мышления. Моменты соприкосновения абсолютного содержания бытия и абсолютной формы мыслящей способности поэтому имеют непреходящую ценность. Генезис мыслящей деятельности внутри реального бытия и разворот его в сознании всегда и везде (для любой науки) выступает смыслообразующим делом. В статье представлены исследования логического начала в понимании ума и обосновывается необходимость выхода на принцип тождества бытия и мышления. Показано, что классическая линия в истории философии принципиально актуальна в современном понимании проблемы мышления. Эта значимость логически строго очерчивает границы того системного анализа, без которого философская наука тонет в эмпирическом материале и теряет классическую философско-логическую внутреннюю обоснованность своего мышления. Обоснование этого обстоятельства находит себе опору в исторической философской традиции. Потому в статье анализ понятия ума как потенции мышления совмещается с некоторыми анализами этой способности у Николая Кузанского.