Классическая и коммуникативная модели знака в интерпретации парадокса Греллинга – Нельсона Часть I

Авторы

  • А.В. Вдовиченко Институт языкознания РАН, Москва, 125009, Большой Кисловский пер., д. 1, стр. 1; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, 115184, ул. Новокузнецкая, д. 23 Б.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-11-108-122

Ключевые слова:

парадокс, антиномия, парадокс Греллинга – Нельсона, смыслообразование, знак, языковая модель, коммуникативная модель, семиотическое воздействие, акциональный режим сознания, референция, изменение внешнего когнитивного состояния

Аннотация

Парадокс К. Греллинга – Л. Нельсона возникает при условии использова­ния автором (авторами) и адресатом (адресатами) классической языковой модели смыслообразования, которая постулирует, что в словосодержащих семиотических процедурах употребляются и понимаются автореферентные знаки (слова), или модули «форма – значение». В рамках коммуникативной модели смыслообразования, напротив, констатируется невозможность авто­номной референции знака; в качестве единственно возможного объекта ре­ференции и понимания в данном коммуникативном акте рассматривается сама попытка опосредованного воздействия (процесс); акциональный («воздейственный») режим сознания семиотического актора признается ис­ключительным источником данного производимого смысла, в том числе «референции знаков». Парадокс рассматривается как последовательность попыток коммуникативных воздействий на мыслимого адресата, который понимает (одобряет или не одобряет) действия автора парадокса на основе оценки его акциональных состояний: на каких объектах автор фокусирует внимание адресата, каковы денотаты, мыслимые автором за «телами» зна­ков, насколько оправданы устанавливаемые классы, отношения, признаки и пр. Главную уязвимость парадокса предлагается видеть в том, что автор неоправданно признает самостоятельную вне-коммуникативную способ­ность знака (слова) производить воздействия (называть, описывать, иметь собственные свойства), не замечает коммуникативные константы смысло­образования в теоретическом поле, хотя неизбежно пользуется ими. Пара­докс элиминируется вместе со снятием классической концепции знака как автономного модуля «форма – значение».

Опубликован

2021-11-30

Выпуск

Раздел

Философия, наука, общество

Как цитировать

[1]
2021. Классическая и коммуникативная модели знака в интерпретации парадокса Греллинга – Нельсона Часть I. Вопросы философии. 11 (Nov. 2021), 108–122. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-11-108-122.