Язык религии и язык религиоведения

Авторы

  • И.Н. Яблоков Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-10-145-152

Ключевые слова:

религия, религиозный комплекс, религиозное сознание, язык религии, религиоведение, язык религиоведения, национальные языки религиоведения, межязыковая коммуникация

Аннотация

В статье рассматривается один из важных вопросов теории религии – во­прос о языке религии и его соотношении с языком религиоведения. Язык религии понимается как знаковая система, включающая языковые едини­цы – слова (имена), составные именования, фразеологизмы, предложения, имеющие религиозные значения и смыслы. Слова (имена) языка религии означают гипостазированные существа, свойства, связи, превращения, а так­же действительные предметы, персоны, действия, события с атрибутиро­ванными свойствами. Язык религии является средством кодирования рели­гиозного мышления, объективации и выражения религиозного сознания, средством религиозного общения. Язык религии имеет семантико-символи­ческий характер. Языковым выражением религиозного сознания свойственна определенная синтагматика, представляющая собой совокупность синтак­сических интонационно-смысловых единиц. В таких единицах соединяются в некоторую семантическую целостность слова, словосочетания, предложения и фонация, аллитерация с использованием приемов звуковой выразительно­сти. В языке религии, насыщенном аналогиями, слова часто употребляются иносказательно, тексты изобилуют метафорами, аллегориями, широко ис­пользуются архаизмы, историзмы, антонимы. Для этого языка характерны эмоционально-оценочная напряженность, рецитации, своеобразный инто­национный стиль, постоянные и многократные повторения одних и тех же языковых единиц. Благодаря языку религиозное сознание оказывается прак­тическим, действенным, становится групповым и общественным, а тем
самым существующим и для индивида. Язык религиоведения истолковыва­ется как «язык второго порядка», как «метаязык» языка религии. Показыва­ется необходимость соотнесения значений соответствующих имен в разных национальных языках религиоведения в процессе межязыковой коммуника­ции ученых – представителей разных национальных культур

Загрузки

Опубликован

2021-10-31

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2021. Язык религии и язык религиоведения. Вопросы философии. 10 (Oct. 2021), 145–152. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-10-145-152.