Механизм творчества: почему мы открываем новое
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-82-89Ключевые слова:
творчество, одаренность, саморазвитие, уровни познания, эксперимент, методАннотация
В статье представлена попытка обоснования механизма творчества как развития деятельности по своей инициативе, что составляет высший уровень познавательной активности человека. Автор соотносит такое понимание способности к творчеству с феноменом одаренности и видит принципиальное отличие творчества от мышления, которое не выходит за рамки решения предлагаемых задач и заключается в овладении требуемого для этого алгоритма. В статье подробно описан метод, разработанный для исследований развития познания у человека, и модель эксперимента, отличающаяся от традиционной модели «стимул – реакция», что, согласно автору, позволяет наблюдать феномен творчества как развития деятельности по инициативе самого субъекта. Такой эксперимент проводился автором и его последователями на протяжении полувека на одних и тех же испытуемых: сначала они были учениками физико-математической школы, затем выпускниками университетов и институтов, а в конечном итоге стали учеными, преподавателями или сотрудниками фирм. В качестве доказательства валидности и прогностичности метода автор рассматривает не численность выборки, а стабильность на протяжении полувека проявленных в диагностике показателей творчества участников эксперимента.