Механизм творчества: почему мы открываем новое

  • Д.Б. Богоявленская Психологический институт РАО, Москва, 125009, ул. Моховая, д. 9, к. 4
Ключевые слова: творчество, одаренность, саморазвитие, уровни познания, эксперимент, метод

Аннотация

В статье представлена попытка обоснования механизма творчества как раз­вития деятельности по своей инициативе, что составляет высший уровень познавательной активности человека. Автор соотносит такое понимание способности к творчеству с феноменом одаренности и видит принципиаль­ное отличие творчества от мышления, которое не выходит за рамки реше­ния предлагаемых задач и заключается в овладении требуемого для этого алгоритма. В статье подробно описан метод, разработанный для исследова­ний развития познания у человека, и модель эксперимента, отличающаяся от традиционной модели «стимул – реакция», что, согласно автору, позво­ляет наблюдать феномен творчества как развития деятельности по инициа­тиве самого субъекта. Такой эксперимент проводился автором и его после­дователями на протяжении полувека на одних и тех же испытуемых: сначала они были учениками физико-математической школы, затем выпуск­никами университетов и институтов, а в конечном итоге стали учеными, преподавателями или сотрудниками фирм. В качестве доказательства ва­лидности и прогностичности метода автор рассматривает не численность выборки, а стабильность на протяжении полувека проявленных в диагно­стике показателей творчества участников эксперимента.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-09-30
Как цитировать
Богоявленская Д. Механизм творчества: почему мы открываем новое // Вопросы философии. 2021. Т. № 9. С. 82–89.
Выпуск
Раздел
Памяти Сергея Леонидовича Рубинштейна