Онтология трансцендентного опыта Герхарда Оберхаммера как опыта мышления на границе разума

  • В.Н. Белов Российский университет дружбы народов, Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.
Ключевые слова: религиозно-философская герменевтика, Герхард Оберхаммер, трансцендентный опыт, событие встречи, религиозная традиция

Аннотация

В статье представлена попытка одного из самых интересных современных мыслителей, австрийского ученого Герхарда Оберхаммера обосновать воз­можность трансцендентного опыта встречи с Богом и философско-герменев­тической объективации этого опыта. Опираясь на традиции кантовской транс­цендентальной философии и ее герменевтической трактовки у Карла-Отто Апеля, для презентации своей позиции Оберхаммер привлекает также про­дуктивные интенции концепции «шифров трансцендентного» Карла Яспер­са, опыта как захваченности человека при-себе-бытием Мартина Хайдеггера и hypostaseЭммануэля Левинаса. В статье речь идет об эвристической ин­терпретации этих концепций для объяснения Оберхаммером возможности трансцендентного опыта как опыта абсолютной встречи человека с Богом. Согласно австрийскому философу и индологу, местом трансцендентного опыта является внутренний мир субъекта, который характеризуется двумя основными свойствами: глубиной и открытостью. Последняя позволяет на­деяться на возможность встречи с иным, но опять же, не вне субъекта, но внутри него, реализуя скрытые структуры внутреннего мира, как мира, соот­несенного с тем, что есть и вне него. То есть, согласно Герхарду Оберхамме­ру, трансцендентный опыт субъекта может быть постигнут в его двух вза­имозависимых моментах, связанных с ситуацией субъекта, а именно моменте его самопроясненности и в моменте его соотносительности. Религиозного субъекта австрийский философ представляет находящимся в постоянном преодолении своей ограниченной замкнутости и обретении своей истинной сущности, которая имплицитно содержит в себе и свою глубину, и свою соот­несенность с иным, как свою способность принять в себя это иное. В статье обосновывается мысль о том, что свою концепцию религиозно-философской герменевтики австрийский ученый выстраивает с твердым убеждением в ее продуктивности и возможности ее использования для анализа любой рели­гии, поскольку он акцентирует внимание на универсальных трансформа­циях и событиях, происходящих в жизни верующего человека, независимо от той религиозной традиции, к которой он принадлежит.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-08-31
Как цитировать
Белов В. Онтология трансцендентного опыта Герхарда Оберхаммера как опыта мышления на границе разума // Вопросы философии. 2021. Т. № 8. С. 177–184.
Выпуск
Раздел
Трансцендентальная герменевтика Г. Оберхаммера в истории европейской и индийской