Инклюзивизм как категориальное средство в работах Пауля Хакера и Герхарда Оберхаммера
Аннотация
Понятие инклюзивизма было введено немецким индологом Паулем Хакером (1913–1979) для обозначения особой стратегии ведения полемики, характерной для индийских религиозных учений. Инклюзивизм – это заимствование чужих идей и верований и включение их в свою доктрину на иерархически подчиненном положении. Хакер рассматривал индийский инклюзивизм как интеллектуальную практику, использовавшуюся в ходе конкурентной борьбы между различными религиозными традициями, и противопоставлял его толерантности, которую считал феноменом европейской культуры. Понятие инклюзивизма приобрело популярность и используется в современных индологических исследованиях. Известный немецкий религиовед Герхард Оберхаммер (р. 1929) в контексте разрабатываемого им учения трансцендентальной герменевтики рассматривал инклюзивизм не как социальную стратегию, но как нормативный способ формирования канона священных текстов, который был характерен для многих индийских религиозных традиций. В настоящей статье анализируются подходы к инклюзивизму в трудах Хакера и Оберхаммера, а также рассматриваются перспективы применения этой концепции в современных исследованиях в области индийской философии и индийских религий. Отказ от узкоспециальных интерпретаций инклюзивизма и его широкое понимание в качестве имплицитной текстуальной стратегии, характерной для интеллектуальных традиций на различных этапах индийской истории, делают инклюзивизм потенциально продуктивным концептуальным средством для изучения индийской философии и индийской культуры.