Истоки учения о Шри (Лакшми) в вишишта-адвайта-веданте

Авторы

  • Н.А. Сафина Российский университет дружбы народов,Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-183-190

Ключевые слова:

индийская философия, история философии, вишишта-адвайта-веданта, онтология, шри-вишнуизм, Лакшми, Шри, Панчаратра, Веды

Аннотация

Учение о Шри-таттве (онтологии богини Лакшми) в философии вишишта-адвайта-веданты является одним из наиболее обсуждаемых и вызывает ряд вопросов как внутри традиции, так и со стороны других философских школ. Единая Высшая Реальность (Брахман) в своей персонифицированной форме здесь представлена как Вишну с его супругой Шри. Однако не все­гда однозначно можно сказать, действует ли богиня автономно или же она полностью подчинена Богу. Является ли она потенцией Бога, метафизиче­ским принципом или же она сама есть верховное божество наравне с Виш­ну. В XIII–XIV вв. эта доктрина стала одной из важнейших в спорах между шри-вишнуитскими школами Тенгалаи и Вадагалаи на юге Индии. В деба­тах и в своих трудах ачарьи критиковали различные теории о том, может Лакшми выступать как средство достижения освобождения (мокши), явля­ется ли она параматмой или только лишь частью Брахмана, обладает ли она бесконечной формой и т.д. Философы традиции, разъясняя данное учение, опирались в первую очередь на ведийские тексты и самхиты Панчаратры как наиболее авторитетные источники познания. В данной статье мы рас­сматриваем упоминания в этих текстах о Шри-Лакшми, ее природе, атрибу­тах и функциях, а также о ее статусе по отношению к Нараяне и миру.

Загрузки

Опубликован

2021-07-31

Выпуск

Раздел

Трансцендентальная герменевтика Г. Оберхаммера в истории европейской и индийской

Как цитировать

[1]
2021. Истоки учения о Шри (Лакшми) в вишишта-адвайта-веданте. Вопросы философии. 7 (Jul. 2021), 183–190. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-183-190.