Образ Индии в социальной мысли Бенгальского Возрождения
DOI:
https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-157-167Ключевые слова:
социальная философия, Бенгальское Возрождение, образ Индии, «открытие Индии», традиция, культура, история.Аннотация
В статье анализируется процесс создания образа Индии интеллектуалами Бенгальского Возрождения (от Раммохана Рая до Рабиндраната Тагора), на основе феноменологического подхода и герменевтики текстов мыслителей. Феномен создания образа родной страны представляет особый результат «Открытия Индии» (Дж. Неру) в многогранном взаимодействии с Другим, прежде всего Западом. Этот процесс является интеллектуальным конструированием целостного представления об Индии как «нашем» географическом и цивилизационном пространстве с общей традицией, культурой и историей. Применение сравнительного, исторического и аксиологического методов вместе с методом идеального типа (М. Вебер) позволяет создать двухуровневый образ идеальной и реальной Индии. В идеальном объединены смыслы бытия Индии в истории, цели человека, общества и культуры; реальный образ открывает множество проблем, пороков и неудач в наличной социальной жизни и истории, вместе с реальными достижениями и достоинствами. Бенгальские мыслители в своих построениях создали «воображаемую» (Б. Андерсон) Индию, привлекающую своей человечностью, терпимостью и миролюбием, с высокими целями гармонии, морали и любви. «Идеальное» в Индии определено прежде всего для соотечественников в качестве основы для самоуважения и достоинства, но также для всего мира. «Реальность» Индии взывает к активным изменениям и конструктивной работе для возрождения общества.