Понятие нирваны без опоры в философии индийской махаяны

Авторы

  • С.Л. Бурмистров Институт восточных рукописей РАН,Санкт-Петербург, 191186, Дворцовая наб., д. 18.

DOI:

https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-124-135

Ключевые слова:

древнеиндийская философия, махаяна, йогачара, Абхидхарма, идеал бодхисаттвы, нирвана, Асанга, Васубандху, Стхирамати.

Аннотация

Понятие нирваны без опоры (apratiṣṭhita-nirvāṇa) было введено в филосо­фию буддизма махаяны для обозначения состояния, которого достигают бодхисаттвы в момент просветления. Оно понимается как более высокое и религиозно ценное, чем состояние архатства – цель религиозных практик в хинаяне. Нирвана без опоры выше любых различий, включая и различие между нирваной и сансарой, и ее обретение тождественно полному позна­нию истинной реальности, недвойственной по своей сути. Она не зависит ни от того, какое сознание обретает ее, ни от усилий, которые живое суще­ство прилагает для ее обретения, ни от различий между живыми существа­ми, ибо эти различия иллюзорны. Это ничем не обусловленное состояние, в отличие от нирваны последователей хинаяны, поэтому и сострадание бод­хисаттв ничем не обусловлено и проявляется само собой. Это состояние по­нимается как подлинная нирвана также и потому, что в нем преодолевается не только индивидуальное страдание, но страдание как таковое, ибо хина­янское понимание нирваны как устранения только собственного страдания основано на идее нетождественности живых существ друг другу – идее, со­гласно махаяне, принципиально ложной и не ведущей поэтому к истинному просветлению.

Загрузки

Опубликован

2021-04-30

Выпуск

Раздел

Философия, религия, культура

Как цитировать

[1]
2021. Понятие нирваны без опоры в философии индийской махаяны. Вопросы философии. 4 (Apr. 2021), 124–135. DOI:https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-124-135.