Богословие как икона: феноменологическая интерпретация греческих отцов церкви у Ж.-Л. Мариона

Авторы

  • А.В. Ямпольская Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 105066, ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 1

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-89-100

Ключевые слова:

Жан-Люк Марион, Дионисий Ареопагит, феноменализация, икона, идол, насыщенный феномен

Аннотация

Статья посвящена интерпретации святоотеческого наследия в трудах веду­щего французского феноменолога Ж.-Л. Мариона. Парадигмой богослов­ствования для Мариона служит икона: задача богословия заключается в яв­лении Бога в качестве невидимого и недоступного. Богословие Ареопагита не является в строгом смысле примером «апофатического», или «негатив­ного», богословия, поскольку богословский дискурс не ставит своей целью производство позитивных или негативных высказываний о Боге: такой дискурс оставался бы в плену онто-теологии и носил бы не иконический, а идолопоклоннический характер. Однако Ареопагит не просто именует Бога, он воспевает божественные имена в молитве, что позволяет Мариону ин­терпретировать его богословие как своеобразный перформатив: воспевание действенно, поскольку оно трансформирует самого говорящего. Этот пер­формативный характер неотделим от своеобразной феноменализации Бога в богословском дискурсе, однако способ этой феноменализации отличен от апофансиса. Божественные имена не описывают Бога, а воспевают Его как Взыскуемого, являя говорящего как взыскующего. В более поздних ра­ботах Марион интерпретирует «божественные имена» как «насыщенные феномены». Тот, кто богословствует, не может быть описан как агент фено­менализации Откровения; однако он остается получателем и посредником этой феноменализации, приобретая служебный статус свидетеля феномена­лизации или же «наделенного собой»: того, кто участвует в феноменализа­ции Божественного откровения, получая себя самого от того, что является в этой феноменализации. Божественное имя взывает к говорящему, кото­рый в своем ответе-именовании являет сам этот зов. Откровение открыва­ется богослову – но оно же и открывает самого богослова.

Загрузки

Опубликован

2021-03-31

Выпуск

Раздел

Философия, религия, культура

Как цитировать

[1]
2021. Богословие как икона: феноменологическая интерпретация греческих отцов церкви у Ж.-Л. Мариона. Вопросы философии. 3 (Mar. 2021), 89–100. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-89-100.