Удовольствие как предмет логики. К интерпретации «Филеба». Часть I

Авторы

  • Д.В. Бугай Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет,Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-144-153

Ключевые слова:

Платон, «Филеб», теория идей, диалектика, деление, этика, гедонизм, удовольствие.

Аннотация

Задача работы – определить, в чем заключается философский смысл плато­новского диалога «Филеб». Определить смысл – это показать, какой способ понимания «Филеба» является наиболее плодотворным, наиболее полно схватывающим и раскрывающим то, что образует содержательное ядро пла­тоновского текста. Не секрет, что смысл «Филеба» вовсе не самоочевиден. С нашей точки зрения, основной предмет диалога лежит в плоскости не он­тологии, но этики, а то, что в «Филебе» принимают за онтологические ас­пекты, в гораздо большей степени относится к логико-методологическим условиям решения основной этической проблемы. Поэтому в данной статье предпринята попытка показать, что ключевые темы «Филеба» (проблема единого – многого, отношение четырех родов сущего, теория ложных удо­вольствий) внутренне связаны между собой. Вопрос об отношении единого и многого поднимается в связи c выяснением вопроса о логическом статусе удовольствия. Деление на четыре рода (предел, беспредельное, смесь, при­чина) является выполнением методологического требования о необходимо­сти деления. Анализ удовольствий, следующих за этим методологическим введением, исследует удовольствие в совершенно новом свете, в свете «ис­тинности – ложности».

Загрузки

Опубликован

2021-02-28

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2021. Удовольствие как предмет логики. К интерпретации «Филеба». Часть I. Вопросы философии. 2 (Feb. 2021), 144‒153. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-144-153.