Принцип интервальности знания в методологии науки
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-87-99Ключевые слова:
теория познания, познание по частям, гносеологический универсум, абстракция, интервал абстракции, интервал условий, интервал содержания, смысл понятия, информационная полнота знанияАннотация
В статье рассматривается Принцип интервальности, призванный заполнить белое пятно в методологии науки, связанное с проблемой границ получаемого знания. На протяжении полувека было создано несколько вариантов концепции интервальности, возникли разные интерпретации ее понятий, в том числе ключевого понятия «интервал абстракции», однако они сталкивались с рядом противоречий. Поэтому встает задача создания единой концепции и введения точных определений. Автор показывает, что преодоление противоречий возможно на пути исследования смысла вводимых понятий. Этот смысл должен соотноситься с целью концепции: отобразить рождение частичного знания в условиях тотальных ограничений всех компонент, участвующих в создании знания. По мнению автора, в основу смыслообразования ключевого понятия «интервал абстракции» следует положить требование информационной полноты представления полученного знания. В статье даны определения интервальных понятий, формулировка Принципа и истолкование ключевого понятия «интервал абстракции». Автор считает, что расширение понятия «интервал» позволяет принять его как родовое понятие для всех видов ограничений. Критерием смысла ключевого понятия служит требование информационной полноты представления знания. Тогда понятие «интервал абстракции» может быть понято как полная информационная характеристика знания о фрагменте реальности и условиях его создания. Вводится два дополняющих понятия: «интервал условий» и «интервал содержания». Автор показывает, что сущность Принципа состоит в утверждении обусловленности интервала содержания интервалом условий. Введенные уточнения снимают противоречия между разными направлениями и ведут к созданию единой интервальной концепции.