В чем смысл проекта «Философии коллективной науки»?

Авторы

  • А.А. Крушанов Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-12-115-123

Ключевые слова:

философия науки, научное сообщество, научный коллектив, малая наука, Большая наука, коллективный субъект, научная школа, невидимый колледж, Большой адронный коллайдер

Аннотация

Одной из наиболее важных задач, стоящих сегодня перед философией науки, является осмысление и методологическое нормирование складывающихся сегодня новых форм коллективности научной работы. Решение этой задачи предполагает, в свою очередь, переосмысление традиционных эпистемологи­ческих представлений о познавательной деятельности, и прежде всего пред­ставления о ее субъекте. В переосмыслении нуждается трактовка субъекта познания как «когнитивного робинзона». С этой целью, полагает автор, фи­лософия науки должна обратиться к анализу своеобразных «популяционных эффектов», возникающих в современных научных сообществах. Причем, по мнению автора, для более эффективного осуществления этого анализа следовало бы выделить его в особый раздел философии науки – «философию коллективной науки» в центре внимания которой оказывалась бы не столько индивидуальная творческая активность ученых, сколько особенности науч­ного поиска в рамках коллаборации – сотрудничества. Исследования в этом направлении сегодня интенсивно развертываются. В этом направлении сегод­ня работают как зарубежные исследователи (среди которых хотелось бы от­метить работы П. Галисона), так и отечественные (И. Касавин, В. Пронских, Б. Пружинин). К «популяционным эффектам», требующим специального фи­лософско-методологического анализа, автор относит: трудности выработки профессионального языка науки для научного сообщества, выполняющего коллективное исследование; существование деформирующего познание фе­номена «модного научного направления»; феномены, связанные с обменом информацией при помощи научных сообщений. В статье затронут также вопрос об анализе структуры коллективного субъекта познания. Научные коллективы как подсистемы коллективного субъекта разведены на «структур­ные научные коллективы» и «неформальные научные коллективы». Все эти феномены обнаруживают себя во многих областях современной науки. Но особенно ярко они обнаруживаются в рамках так называемой «Большой нау­ки» (megascience). В статье предпринимается попытка показать также, что в коллективной науке можно выделить три разных вида «коллективности» научной деятельности.

Загрузки

Опубликован

2020-12-31

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2020. В чем смысл проекта «Философии коллективной науки»?. Вопросы философии. 12 (Dec. 2020), 115‒123. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-12-115-123.