Логика понятия в философии Гегеля (к материалистической апологии гегелевской философии)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-8-181-192Ключевые слова:
логика, диалектика, противоречие, отрицательность, развитие, деятельность, Я, тождество бытия и мышления, материализм, идеализм, доказательство бытия Бога.Аннотация
В статье проводится мысль о том, что привычная форма трактовки гегелевской философии как философии идеалистической представляет собой абстрактно-односторонний, заведомо неполный взгляд на систему этой философии. Автор показывает, что Гегель исходит из бытия в определении понятия и в выстраивании всеобщего образа логики начинает с бытия и завершает бытием, выраженным в понятии. Это делается на материале логических представлений Гегеля, в которых за логикой лежит историческая предметно-преобразовательная деятельность, с одной стороны, и историческая логика выявления мыслительных форм – с другой. Принцип тождества бытия и мышления, восходящий к Античности, указывает на необходимость видеть диалектику материального и идеального в историческом бытии, и понятие как знание сущности этого бытия выводится Гегелем только из бытия. Логика представляет собой движение понимающей способности от бытия к завершающей движение идее, которая и есть переход в бытие, где понятие осуществляет себя в реальности предметно-преобразовательной деятельности. В статье подчеркивается, что этот круг – привычная схема, наблюдаемая во всех формах человеческой деятельности. И Бог, трактуемый как идеальное начало, у Гегеля полностью совпадает с логическим процессом, выражающим движение содержания действительности. Автор стремится продемонстрировать, что недопустимо трактовать и оценивать философию Гегеля в привычных стереотипах мышления, разрывающих глубинный смысл ее последовательной логики.