Материя мнимостей (набросок к формальному пониманию революции)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-8-43-53Ключевые слова:
революция, материя, время, зрелище, И. Кант, П. ФлоренскийАннотация
В статье «Материя мнимостей» рассматриваются протесты 1968 г. как продолжение социальных революционных процессов, запущенных Великой французской революцией. Революция интерпретируется автором не как событие исторического разрыва, а как процесс большой длительности (отсылающий к проблематике времени longue durée Фернана Броделя). Знаки так понятой революции располагаются уже вне режима человеческого восприятия и созерцания, вне категорий времени и пространства, а находятся в зоне «общего чувства» (sensus communis), одно из проявлений которого Кант видел в «энтузиазме», возникающем у всемирной аудитории (публики), завороженной зрелищем революции. В статье делается попытка показать, как по мере развития массового общества революция смещается от действия к зрелищу. Однако если рассматривать само массовое общество как эффект революционного процесса большой длительности, то «свобода», «равенство», «братство» (общность) оказываются не столько утверждаемыми революцией ценностями, сколько инвариантами общего чувства, вне которого они немыслимы и непредставимы. Будучи неизобразимыми, они постоянно получают для себя изобразительные эквиваленты, из которых соткано зрелище. Автор же предлагает обратиться к ним как к социальным мнимостям (наподобие «мнимых чисел» в математике), которые указывают на динамику процессов, выходящих за рамки индивидуального и исторического (но по-прежнему человекомерного) понимания. Подобное рассмотрение революции как процесса, а не конкретного исторического события, позволяет увидеть в ней не столько преобразование общества, сколько преодоление самого человеческого порядка, мира тех ценностей, которые мыслятся как незыблемые и нарушение которых всегда выглядит как беззаконие.