Понимание «музыки» в раннем конфуцианстве согласно тексту «Юэ цзи» – «Записи о музыке»

Авторы

  • Н.П. Мартыненко Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет политологии, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-171-175

Ключевые слова:

Китай, философия, конфуцианство, «Юэ цзи» – «Записи о музыке», музыка, политика, государственное управление

Аннотация

В тексте дается авторский перевод и толкование значимых в рамках рас­сматриваемойтемы фрагментов текста «Юэ цзи» – «Записей о музыке», да­ющего представление опонимании «музыки» у последователей учения Конфуция. Текст «Юэ цзи» содержитнатурфилософские представления о музыке, а также иллюстрирует то внимание, котороепридавалось музыке в конфуцианской доктрине управления государством. Характерныеособен­ности музыкальных произведений рассматривались как сигнализирующие онравах, царящих в обществе, о благополучии и неблагополучии царств, о состоянииполитического управления. Конфуцианцы считали, что посред­ством музыки можновлиять на членов общества, на правителей, на форми­рование нравов людей. Этипредставления оказали существенное воздей­ствие на эволюцию китайской культуры ицивилизации, и претворились в создании специфического института государственногоуправления, при­мером которого стал учрежденный во времена правления династии Хань«Дворец музыки» (или «Музыкальная палата», Юэ фу). Музыка приобрела втрадиционной китайской политической системе важное значение как со­ставной элементтрадиционной системы государственного управления.

Загрузки

Опубликован

2020-07-31

Выпуск

Раздел

Философская мысль Китая

Как цитировать

[1]
2020. Понимание «музыки» в раннем конфуцианстве согласно тексту «Юэ цзи» – «Записи о музыке». Вопросы философии. 7 (Jul. 2020), 171‒175. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-171-175.