Понимание «музыки» в раннем конфуцианстве согласно тексту «Юэ цзи» – «Записи о музыке»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-171-175Ключевые слова:
Китай, философия, конфуцианство, «Юэ цзи» – «Записи о музыке», музыка, политика, государственное управлениеАннотация
В тексте дается авторский перевод и толкование значимых в рамках рассматриваемойтемы фрагментов текста «Юэ цзи» – «Записей о музыке», дающего представление опонимании «музыки» у последователей учения Конфуция. Текст «Юэ цзи» содержитнатурфилософские представления о музыке, а также иллюстрирует то внимание, котороепридавалось музыке в конфуцианской доктрине управления государством. Характерныеособенности музыкальных произведений рассматривались как сигнализирующие онравах, царящих в обществе, о благополучии и неблагополучии царств, о состоянииполитического управления. Конфуцианцы считали, что посредством музыки можновлиять на членов общества, на правителей, на формирование нравов людей. Этипредставления оказали существенное воздействие на эволюцию китайской культуры ицивилизации, и претворились в создании специфического института государственногоуправления, примером которого стал учрежденный во времена правления династии Хань«Дворец музыки» (или «Музыкальная палата», Юэ фу). Музыка приобрела втрадиционной китайской политической системе важное значение как составной элементтрадиционной системы государственного управления.