Древнекитайская... философия ли?
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-156-170Ключевые слова:
древнекитайская философия, легитимность, мысль, свобода, личность, рациональная аргументацияАннотация
Статья посвящена так называемому «вопросу легитимности китайской философии»:насколько правомерно называть древнекитайскую мысль V–III вв. до н.э. «философией»?Рассмотрены три аргумента против наличия в Древнем Китае философии: 1) отсутствиеслова «философия» в древнекитайском языке (и, соответственно, конкретной традиции);2) отсутствие рациональной аргументации в древнекитайской мысли; 3) отсутствие политической и духовной свободы в древнекитайском обществе. С опорой на данные издревнекитайских литературных источников автор критикует эти аргументы и приходит квыводу, что 1) в древнекитайском языке был эквивалент слову «философия», хотя и смного меньшей нагрузкой, и необязательно требовать наличие традиции, генетическивосходящей к европейской философии, чтобы называть что-то «философией»; 2) вдревнекитайской философии была значительно распространена рациональнаяаргументация; 3) в древнекитайской философии циркулировало представление о свободечеловека и ценности личности. Мнение же об обратном, с точки зрения автора статьи,следует расценивать как ненаучное упрощение действительного многообразиядревнекитайской мысли.