Диалектическое определение евразийства

Авторы

  • Р.Р. Вахитов Башкирский государственный университет, Республика Башкортостан, Уфа, 450076, ул. Заки Валиди, д. 32; Уфимский государственный нефтяной технический университет, Республика Башкортостан, Уфа, 450062, ул. Космонавтов, д. 1

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-136-149

Ключевые слова:

евразийство, диалектика, формальная логика, абстрактно-всеобщее конкретно-всеобщее, типы единства, органическое единство, искусственное единство

Аннотация

Статья посвящена обсуждению трудностей определения концепции евразий­ства 1920‒30-х гг. Среди теоретиков евразийства существовало множество разногласий, и некоторые исследователи считают, что нет евразийства как та­кового, а есть много евразийств. Таким образом, исчезает сам предмет евразийствоведения. По мнению автора, причиной этого является примене­ние позитивистских методов при исследовании евразийства. Поиск общего для выявления сущности предмета оправдан, только если имеется в виду не абстрактно-всеобщее, а конкретно-всеобщее, как показано в работах Геге­ля и Маркса и раскрыто в трудах Э.В. Ильенкова. Конкретно-всеобщее в слу­чае евразийства как программы исследования России и других культур и ци­вилизаций мира – различение двух типов единства культуры и цивилизации: органического и искусственного единства (множественности, соединенной под воздействием внешней силы). Евразия – пример единства первого типа, человечество, объединенное идеологией западнического космополитизма, и ев­ропейские колониальные империи – второго. Евразийство показывает и как эти два типа единства диалектически зависят друг от друга и переходят друг в друга в истории России и человечества.

Загрузки

Опубликован

2020-07-31

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2020. Диалектическое определение евразийства. Вопросы философии. 7 (Jul. 2020), 136‒149. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-136-149.