Католические тенденции в эстетике французского символизма. Поль Клодель
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-58-67Ключевые слова:
Клодель, эстетика, эстетическое, искусство, символизм, соответствия, вдохновение, интуицияАннотация
В статье реконструируется эстетика П. Клоделя. Раскрывается ряд оригинальных идей, которые он внес в эстетическую линию современного католицизма, связанных с художественной символизацией, теургической ролью искусства, космизмом творчества. Выявлен смысл различения Клоделем субъективного и объективного, первичного символизма, открывающего в искусстве космическое видение Универсума. Проанализированы ключевые понятия его эстетики – искусство, символ, соответствия, художественный синтез, эстетическое созерцание и наслаждение. Показана оригинальность его трактовки соотношения метафоры, художественного образа и символа. Изучена концепция художественного творчества с акцентом на вдохновении, воображении, интуиции в противовес рациональному началу. Прослежено понимание Клоделем соотношения явления и сущности, видимого и невидимого в искусстве, сосредоточенное на таинственном, загадочном, иллюзорном, передаваемым путем аллюзий. Рассмотрена его концепция динамичного и статичного символизма. Показана специфика философии искусства Клоделя, символическая трактовка им живописи, музыки, поэзии. Не только эстетика, но и творчество Клоделя как поэта и драматурга проникнуто духом символизма.