Какая модальность межрелигиозного диалога репрезентируется в философии Удаяны? Ньяякусуманджали (Букет цветов ньяи).Вьякхья (комментарий) Харидасы Ньяяланкары.Начальные фрагменты. Перевод с санскрита и комментарии В.К. Шохина

Авторы

  • В.К. Шохин Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-6-43-57

Ключевые слова:

индология, индийская философия, рациональная теоло­гия, эксклюзивизм, инклюзивизм, градуализм, плюрализм, политкоррект­ность, Удаяна, Хик, Хакер.

Аннотация

Сегодня классическая индийская философия начинает выходить из узкого круга санскритологических штудий и узнаваться как составная часть миро­вого философского процесса. Этот сдвиг является однозначно конструктив­ным, и авторитетнейший философ школы ньяя Удаяна (ХI в.) не является здесь исключением, поскольку его разработки в области логики, эпистемо­логии, рациональной теологии включаются уже в общие контексты презен­тации соответствующих разделов. Но и его отношение к «религиозному другому» также заслуживает введения в эти общие контексты. И до писаний Джона Хика и его последователей общим местом было признание индийско­го религиозного сознания в качестве толерантизма, а после них это общее ме­сто получило новое обоснование из перспективы самой философии религии, сосредоточенной на различении отжившего (преимущественно христианско­го) эксклюзивизма, компромиссного (преимущественного католического) ин­клюзивизма и плюрализма, уже давно присущего индийской религиозности. Чтобы проверить эту схему, в статье предлагается анализ похожего внешне на плюрализм положения вводного раздела «Ньяякусуманджали» Удаяны. В результате выясняется, что даже здесь мы имеем дело не с плюрализмом, но с нормативным инклюзивизмом, который отнюдь не был изобретением II Ватиканского собора, но был уже характернейшей чертой индийского ре­лигиозного мышления (открытой в индологии П. Хакером), притом гораздо более близкого к самой сущности этого типа религиозного сознания, чем, на­пример, хорошо известная концепция «анонимного христианства» К. Ранера, которая считается его модельной репрезентацией.

Загрузки

Опубликован

2020-06-30

Выпуск

Раздел

Философия, религия, культура

Как цитировать

[1]
2020. Какая модальность межрелигиозного диалога репрезентируется в философии Удаяны? Ньяякусуманджали (Букет цветов ньяи).Вьякхья (комментарий) Харидасы Ньяяланкары.Начальные фрагменты. Перевод с санскрита и комментарии В.К. Шохина. Вопросы философии. 6 (Jun. 2020), 43–57. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-6-43-57.