Двойной повествователь и двойной персонаж в “незакрытом” диалоге Ф.М. Достоевского (от “Бедных людей” к “Двойнику”)

Авторы

  • К. А. Баршт

Ключевые слова:

бытие, сознание, диалог, письмо, рефлексия, точка зрения, са- мовыражение, зеркальное отражение, кругозор, окружение, запустение, двойничество.

Аннотация

Феномен двойничества в произведениях Достоевского коренится в его попытке опи-
сания сознания человека, пытающегося сделать правильный шаг в утверждении своего
личного бытия во Вселенной. Выявление “лица идеи” каждой из двух сторон диалога реф-
лектирующего сознания порождало образы телесных двойников, противоположных эти-
ко-онтологически. Артефакт, с которым Достоевский столкнулся в процессе работы над
романом “Бедные люди”, стал впоследствии композиционной основой “Двойника”. Мно-
гие элементы художественной структуры “Двойника”, и сама его идея непосредствен-
но коренятся в романе “Бедные люди”. Двойная наррация “Бедных людей” обратилась в
двойного персонажа “Двойника”.

Опубликован

2014-01-28

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2014. Двойной повествователь и двойной персонаж в “незакрытом” диалоге Ф.М. Достоевского (от “Бедных людей” к “Двойнику”). Вопросы философии. 2 (Jan. 2014), 107–118.