Онтологические жесты и образы революции

Авторы

  • А.Н. Фатенков Факультет социальных наук Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, 603000, Университетский пер., д. 7; Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, 603005, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-75-87

Ключевые слова:

революция, основание, причина, боги, природа, ниспро- вержение, покорение, освобождение, справедливость, несправедливость

Аннотация

Рассматривается метафизический пласт революции, а именно ее стратегия касательно богов и природы. Взгляд на саму революционную стихию фокусируется в проекции ее причин и оснований, подчеркнуто различаемых. Сообразуясь с внутренней логикой революции, в качестве философского
подспорья рассуждений берется, как исходный, экзистенциалистский тезис Альбера Камю и, методологически, гегелевский диалектический имманентизм, освобождаемый, по возможности, от панлогистского самодовольства. Гегельянству противопоставляется критически толкуемый трансцендентализм Канта, а вместе с ним и как таковая стратегия «координации» интеллигибельности и религиозности. В том же критическом ключе трактуется творческая эволюция Герберта Маркузе, переходящего от защиты гегельянства к поддержке кантовских идей. К обсуждению заглавной проблемы статьи привлекаются теоретические работы Михаила Агурского и Владимира
Кормера, посвященные, соответственно, анализу идеологии национал-большевизма и двойного сознания интеллигенции. Предъявляемые философские аргументы автор сопрягает с литературно-художественными, представленными, в частности, в текстах Александра Блока, Пимена Карпова
и Андрея Платонова.

Загрузки

Опубликован

2020-03-31

Выпуск

Раздел

Философия и культура

Как цитировать

[1]
2020. Онтологические жесты и образы революции. Вопросы философии. 3 (Mar. 2020), 75–87. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-75-87.