Речь, письмо и медиаобразование
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-21-24Ключевые слова:
речь, письмо, медиа, логоцентризм, медиацентризмАннотация
Экспансия медиа в сферу образования производит в образовательном процессе существенные и радикальные изменения. Автор статьи подчеркивает, что направленность этих изменений выражается в доминировании образа над словом. В этом общем движении от слова к образу существует промежуточная стадия, устанавливающая господство устного слова над письменным,
господство фоноцентризма (медиацентризма) над логоцентризмом. В статье проводится мысль о том, что философия традиционно концентрируется на работе с письменными источниками и приоритет речи над письменным словом воспринимается как несовместимый с изучением философии вообще. Автор настаивает, что генетически философия вовсе не связана с логоцентризмом, так как у Платона философия возможна только благодаря речи – непосредственному выражению движений души. Любые промежуточные звенья между душой и речью, в том числе и письмо, являются препятствием для философии. В современной философии, например, у Ж. Деррида, не письмо, а речь способна передать личный ментальный опыт. Вопрос, который медиа ставят сегодня перед философией, это вопрос о том, насколько посредничество письма необходимо для существования самой философии и в какой мере приоритет речи над письмом способствует тому, чтобы философия раскрыла свои собственные предпосылки