История о Сюань-цзуне и Ян-гуйфэй в японском памятнике XII в. «Китайские истории» («Кара моногатари»)

Авторы

  • М.В. Торопыгина

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-2-133-144

Ключевые слова:

японская литература, период Хэйан, сэцува, даосизм, буд­дизм, «Кара моногатари», Бо Цзюй-и, Ян-гуйфэй.

Аннотация

Сборник «Китайские истории» («Кара моногатари») представляет собой собрание из 27 историй разного объема. Действие всех историй происходит в Китае. Сюжеты находят соответствие в целом ряде китайских источников, среди которых исторические сочинения, танские и сунские новеллы, стихи и поэмы Бо Цзюй-и. Датировка «Кара моногатари»долгое время была предметом дискуссии, окончательно вопрос не решен и сейчас. По версии, считающейся на сегодняшний день наиболее убедительной, написание про­изведения относится ко второй половине XII в., к концу периода Хэйан, а автором является Фудзивара-но Сигэнори. Текст «Кара моногатари» на­писан на литературном японском языке и содержит аллюзии не только на китайские источники, но и на японские поэтические и прозаические тек­сты. История о трагической любви императора Сюань-цзуна и Ян-гуйфэй занимает почти четверть всего текста памятника. Трактовка событий осно­вана на поэме Бо Цзюй-и «Вечная печаль». В данный отрывок текста вклю­чены восемь японских стихотворений-вака, которые служат средством для адаптации сюжета к канонам японской литературы. Несмотря на то, что «Кара моногатари» в целом сочинение светское, концовка данной истории является буддийской и не встречается в китайских источниках, что можно объяснить большим влиянием буддизма в Японии, чем в Китае.

Загрузки

Опубликован

2020-03-08

Выпуск

Раздел

Философская мысль Японии

Как цитировать

[1]
2020. История о Сюань-цзуне и Ян-гуйфэй в японском памятнике XII в. «Китайские истории» («Кара моногатари»). Вопросы философии. 2 (Mar. 2020), 133‒144. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-2-133-144.