Ван Чун и Плиний Старший о смертности сознания
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-8-194-201Ключевые слова:
Ван Чун, Плиний Старший, танатология, души умерших, сравнительные исследования, метемпсихозАннотация
Современники Ван Чун (27? – после 97 н.э.), и Плиний Старший (22 или 24 – 79 н.э.) подводят итог нескольким столетиям размышлений о том, что происходит с индивидуальным сознанием после смерти. Оба трактовали эту тему со схожих позиций, придерживаясь мнения, что сознание угасает в момент смерти, и приводили схожие аргументы в пользу своей точки зрения. В обоих случаях фоном для рассуждений служили вера в возможность посмертной активности душ умерших и культ предков. И Ван Чун, и Плиний указывали, что никто не говорит о сохранении сознания животных, которые не отличаются принципиально от человека, и полагали, что после смерти человек должен возвратиться в то же состояние, в каком пребывал до рождения. Главной мишенью критики Ван Чуна при этом была широко распространенная в его дни вера в возможность вредоносной активности душ умерших, а Плиний спорил в первую очередь с недолжной надеждой на продолжение жизни после угасания тела, которая, с его точки зрения, мешала спокойно и без тревог ожидать смерти.