Мэн-цзы и Гао-цзы о понятии син: два взгляда на витальный центр

Авторы

  • А.В. Гордиенко Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, 690922, о. Русский, п. Аякс, д. 10.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-8-186-193

Ключевые слова:

Мэн-цзы, Гао-цзы, син, конфуцианство, китайская философия, природа человека

Аннотация

В статье рассматривается важнейший для прояснения смысла понятия син фрагмент 6.1.3 трактата «Мэн-цзы». При существующих интерпретациях, когда син понимается как «природа», а шэн как «жизнь» или «врожденное», не удается назвать правдоподобную причину молчания Гао-цзы и опреде­лить, чему служат вопросы Мэн-цзы. Приходится выбирать: либо позиция Гао-цзы совершенно ошибочна и вопросы Мэн-цзы открывают глаза само­му Гао-цзы, приводя того в замешательство, либо позиция Гао-цзы правдо­подобна, а замешательство вызвано тем, что вопросы Мэн-цзы образу­ют софизм. В ходе исследования автор приходит к следующим выводам: 1) син – это не «природа», обозначение статуса свойств («врожденное» и т.п.), а предмет, выполняющий роль витального центра; 2) первым вопросом Мэн-цзы уточняет, что для Гао-цзы син – это жизнеспособный предмет в составе живого существа, 3) двумя последними вопросами Мэн-цзы про­блематизирует позицию Гао-цзы и отмечает основное с ним несогласие, а не приводит того в замешательство; Мэн-цзы не согласен, что син как необходимая причина жизни живого существа может быть по аналогии с «белым», бай, понят еще и как причина универсальная.

Опубликован

2025-08-11

Выпуск

Раздел

АЗИАТСКИЕ ФИЛОСОФИИ: ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

Как цитировать

[1]
2025. Мэн-цзы и Гао-цзы о понятии син: два взгляда на витальный центр. Вопросы философии. 8 (Aug. 2025), 186–193. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-8-186-193.