Мэн-цзы и Гао-цзы о понятии син: два взгляда на витальный центр
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-8-186-193Ключевые слова:
Мэн-цзы, Гао-цзы, син, конфуцианство, китайская философия, природа человекаАннотация
В статье рассматривается важнейший для прояснения смысла понятия син фрагмент 6.1.3 трактата «Мэн-цзы». При существующих интерпретациях, когда син понимается как «природа», а шэн как «жизнь» или «врожденное», не удается назвать правдоподобную причину молчания Гао-цзы и определить, чему служат вопросы Мэн-цзы. Приходится выбирать: либо позиция Гао-цзы совершенно ошибочна и вопросы Мэн-цзы открывают глаза самому Гао-цзы, приводя того в замешательство, либо позиция Гао-цзы правдоподобна, а замешательство вызвано тем, что вопросы Мэн-цзы образуют софизм. В ходе исследования автор приходит к следующим выводам: 1) син – это не «природа», обозначение статуса свойств («врожденное» и т.п.), а предмет, выполняющий роль витального центра; 2) первым вопросом Мэн-цзы уточняет, что для Гао-цзы син – это жизнеспособный предмет в составе живого существа, 3) двумя последними вопросами Мэн-цзы проблематизирует позицию Гао-цзы и отмечает основное с ним несогласие, а не приводит того в замешательство; Мэн-цзы не согласен, что син как необходимая причина жизни живого существа может быть по аналогии с «белым», бай, понят еще и как причина универсальная.