Этико-политические «очки» древнекитайской философии

Авторы

  • С.Ю. Рыков Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-8-165-176

Ключевые слова:

древнекитайская философия, этика, политика, практика, особенности, специфика, универсальная этизированность

Аннотация

В статье обсуждается понятие «универсальной этизированности», введен­ное А.И. Кобзевым в качестве специфической характеристики китайской философии. Уточняется его смысл применительно к древнекитайской фи­лософии, а также дается релевантный иллюстративный материал. Делается вывод, что в реалиях древнекитайской философии следует говорить скорее об универсальной «политизированности» или «этико-политизированности», которая может варьироваться в степени присутствия этического и полити­ческого компонентов. Также акцентируется сознательный и эксплицитный характер древнекитайских «этизированных/политизированных» построе­ний. Эти выводы иллюстрируются на примерах отношения древнекитай­ского философского мейнстрима к «софистам», древнекитайских концеп­ций приоритетного знания, критериев истинности и «хорошей» науки, а также осмысления древними китайцами «метафизического» знания и его объектов. В конце ставится вопрос о том, насколько «универсальную этизи­рованность» можно считать отличительной особенностью древнекитайской философии, и высказывается мнение, что она может считаться таковой толь­ко по отношению к современной философии.

Опубликован

2025-08-11

Выпуск

Раздел

АЗИАТСКИЕ ФИЛОСОФИИ: ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

Как цитировать

[1]
2025. Этико-политические «очки» древнекитайской философии. Вопросы философии. 8 (Aug. 2025), 165–176. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-8-165-176.