Философское обоснование учения о карме в Абхидхарме и Мадхьямаке

Авторы

  • И.С. Урбанаева Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ, 670047, ул. Сахьяновой, д. 6.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-159-169

Ключевые слова:

этическая каузальность, мгновенность дхарм, кармические семена, определенность и неистощимость кармы, пратитья-самутпада, бессамостность, пустота, Васубандху, Нагарджуна, Цонкапа

Аннотация

«Карма» и «сансара» являются традиционными понятиями индийской ду­ховной культуры, но учение Будды о карме явилось открытием, имевшим революционное значение для концептуализации идеи циклических пере­рождений (сансары). Оно встречается уже в самых ранних канонических текстах, а в литературе Абхидхармы получило подробную теоретическую и практическую разработку. Хинаянские философские школы вайбхашика и саутрантика, чьи воззрения представлены Васубандху в трактате «Абхид­хармакоша», дали свое теоретическое обоснование закона кармы в контек­сте учения о дхармах и теории мгновенности, но из-за субстанциалистского мировоззрения встретились с трудностью при ответе на вопрос об онтоло­гическом механизме кармического воздаяния. Дхармакирти ввел в онтоло­гию мгновенности саутрантиков аргумент о каузальной эффективности непостоянных дхарм: кармы, будучи непостоянными дхармами, производят результаты, потому что это – в их природе. Нагарджуна в «Муламадхья­мака-кариках» и его последователи-прасангики, индийские (Чандракирти) и тибетские (Чже Цонкапа), приняли учение Абхидхармы о карме, но в ра­дикально новой философской интерпретации. Они объясняют механизм причинно-следственной связи кармы и ее плодов в контексте Мадхьямаки, на основе доктрины пустоты «Я» и дхарм от собственной сущности (приро­ды). Онтологическим базисом кармической каузальности является, с этих позиций, номинальное (простое) существование «Я». Следовательно, нет необходимости вводить в учение о карме идею существования хранилища кармических «семян» или «отпечатков», на онтологической необходимости которой настаивали философы йогачары.

Опубликован

2025-07-06

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2025. Философское обоснование учения о карме в Абхидхарме и Мадхьямаке. Вопросы философии. 7 (Jul. 2025), 159–169. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-159-169.