Христианская этика и теологическая мораль в понимании Канта
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-97-108Ключевые слова:
Кант, Иисус, мораль, теологическая мораль, автономия, гетерономия, воля Бога, моральный закон, заповедь любви, царство целей, Царство Божие, Слово (Логос)Аннотация
Статья представляет собой попытку верифицировать парадоксальное утверждение Канта, согласно которому христианский принцип нравственности не есть теологический принцип, но принцип автономии практического разума, причем проверить его с двух сторон одновременно – на текстах Канта и на текстах Евангелий. Немногие суждения Канта о «теологической морали» получают концептуальное единство в свете интерпретации одной из рукописных рефлексий. Теологическая мораль есть этическая система, опирающаяся на исторический факт божественного практического законодательства. Моральный закон разума раскрывается у Канта как правило всеобщезначимости всех максим и потому как принцип самозаконодательства (автономии), служащий основой единства царства целей, которое и конституируется через собственное законодательство всех составляющих его лиц. Иисус Евангелий проповедует близкое Царство Божие, критерием принадлежности к которому служит не точность знания норм и не внешнее богопочитание, но исполнение заповеди любви к Богу и ближнему, так что это Царство созидается главным образом изнутри. Иисус в Евангелии от Иоанна проповедует свое учение как Слово Отца и, будучи Сам един в Слове и жизни с Богом, указывает в этом же единстве основу единства верующих в Него. Отпадение от живого единства в Слове истины исключает знание истины и добрую жизнь, превращая Бога и Его закон во внешний объект повиновения. Если же не имеющий в себе Слова истины гетерономен, жизнь по истине есть, по Канту, автономия чистого разума.