Антропологический проект исследования религии Тани Лурман: новая теория религии

Авторы

  • П.Г. Носачев Российский государственный гуманитарный университет, Москва, 125047, Миусская пл., д. 6; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6, стр. 1

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-6-186-195

Ключевые слова:

антропология, религиоведение, психиатрия, психология, эзотеризм, религиозный опыт, мистический опыт, магия, христианство, психоанализ

Аннотация

Продолжая реконструкцию проекта изучения религии ведущего американ­ского антрополога Тани Лурман, статья обсуждает ключевой этап оформле­ния ее теории. Исследование харизматических христиан церкви «Виноград­ник» помогло Лурман объединить наработки всех предыдущих ее проектов в единую теорию религии, нашедшую систематическое выражение в моно­графии 2020 г. «Как Бог становится реальным». В статье доказывается, что в методологическом плане в основе проекта по исследованию харизматиче­ских христиан лежит два принципа: негативный (критика когнитивного подхода к изучению религии, в особенности теории С. Гатри) и позитивный (анализ центральной харизматической практики через концепцию транзи­тивного объекта Д. Винникотта). В ходе анализа теории Лурман были выяв­лены ее основополагающие компоненты (концепции «паракосма» и «рам­ки веры», практика создания реальным), выделены основные выявленные Лурман религиозные техники: духовное разжигание, обучение внутреннему вниманию, понимание молитвы как метакогнитивной практики. Отдельно была изучена шкала сенсорного наслаждения, разработанная исследователь­ской группой под руководством Лурман на основании шкалы поглощенно­сти Теллегена – Аткинсона, внедрение которой осуществлялось в рамках кросскультурного исследования харизматических христиан США, Африки и Индии. Критический анализ антропологического проекта исследования религии Лурман выявил его слабые стороны. Во-первых, это идеологиче­ская укорененность Лурман во фрейдистской методологии, чрезвычайно уязвимой для современной критики. Во-вторых, проект Лурман покоится на исследовании двух изобретенных традиций, сложившихся в условиях позднего либерализма, с его особенными экономическими, культурными и идейными реалиями; частный опыт современных верующих проецирует­ся на всю историю религии и на всех верующих. На примере недостатков проекта Тани Лурман выявляется общая проблема современных социологи­ческих, психологических и антропологических методов исследования.

Опубликован

2025-06-17

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2025. Антропологический проект исследования религии Тани Лурман: новая теория религии. Вопросы философии. 6 (Jun. 2025), 186–195. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-6-186-195.