Процессуализм в контексте разных интеллектуальных традиций (западноевропейская и индийская)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-5-107-117Ключевые слова:
процессуализм, субстанциализм, индийская философия, миманса, буддизм, дхарма, герменевтика, Веды, процесс-ориентированная онтология, объект-ориентированная онтология, Рейн РаудАннотация
В современных философских исследованиях все чаще можно столкнуться с противостоянием двух парадигм мышления: процессуализма и субстанциализма, и именно первая набирает все большую популярность, что происходит параллельно развитию естественных наук, которые выдвигают аргументы в пользу процессуального характера устройства реальности. Возросшая популярность идей процессуальности начиная с XIX–XX вв. особенно
характерна для западноевропейской интеллектуальной традиции. Однако не только эта культура, но и другие содержат подобные идеи. Ярким примером является индийская традиция (в частности, буддизм и ортодоксальная школа миманса). В Индии истоки идей процессуальности можно проследить еще с VI–V вв. до н.э., и по сей день эти идеи развиваются и остаются актуальны. При сравнении философского процессуализма западноевропейской и индийской культур на первый взгляд может наблюдаться их внешнее сходство, однако рассмотрение основ, глубинных причин идей процессуальности той и другой традиций обнаружит специфические особенности каждой, что говорит о несводимости их друг к другу. В данной работе предпринимается попытка анализа отличительных черт процессуализма в той и другой интеллектуальной традициях, каждая из которых имеет свой язык философствования, оригинальные философские установки и т.д. В качестве примера философского процессуализма современной западноевропейской культуры была рассмотрена идея процесс-ориентированной онтологии Р. Рауда, а для иллюстрации процессуализма индийской традиции – философские системы школы мимансы и буддизма.