Учение о φρόνησις как основа этики Аристотеля
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-5-96-106Ключевые слова:
Аристотель, «Никомахова этика», Платон, φρόνησις, σοφία, εὐπραξία, διάνοια, εύδαιμονία, история философииАннотация
В основе этических рассуждений Аристотеля лежит концепция счастья. Обрести счастливое состояние, являющееся целью всех человеческих устремлений, согласно Аристотелю, возможно благодаря деятельности разума. Статья посвящена исследованию концепции разумной деятельности человека, представленной Аристотелем в виде триединства, объединяющего теорию, практику и творчество, осуществимого благодаря интеллектуальным добродетелям разумной души. В статье показано, что, развивая платоновское учение о делении души, Аристотель формулирует неплатоновский вывод, заключающийся в том, что знание и добродетель не следует считать тождественными. Деление разумной души на две составляющие, одна из которых занята созерцанием неподвижного вечного бытия, а другая познанием мира изменчивого, предполагает и различие возможностей интеллектуальных добродетелей. В статье исследуются достоинства теоретического разума (σοφία) и практического разума (φρόνησις), рассматривается важная роль характерной и неотъемлемой особенности человеческой души – желания, которое должно обладать статусом разумности для реализации возможности достижения нравственного совершенства. Предметом данного исследования является практический разум. Анализируя природу и статус интеллектуальных добродетелей в книге VI «Никомаховой этики», автор приходит к выводу о том, что решающая роль в процессе достижения человеческого счастья принадлежит φρόνησις. Теория превосходного поведения, созданная Аристотелем, вполне применима на практике при условии, что человек обладает φρόνησις. Счастье оказывается возможным, если человек реализует уникальную способность мыслить разумно и поступать согласно разуму.