Теология политического: снижение статуса политики Августином
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-5-70-83Ключевые слова:
политическое, политика, теология, Град небесный, Град земной, церковь, государство, АвгустинАннотация
Предметом статьи являются онтологические основания политической доктрины Аврелия Августина. Его концепция противоборства Двух Градов, небесного и земного, задает новое по отношению к античности понимание политики и вписывает политический процесс в рамки христианской священной истории. С помощью анализа природы и генезиса двух градов в статье показан процесс формирования Августином новой парадигмы соотношения земного и небесного, детерминирующей отношения между церковью и государством. Проводится исследование соотношения Двух Градов между собой, с одной стороны, и соотношения Града небесного и земного с церковью и государством – с другой. В результате делается вывод о некорректности отождествления Града Божиего с церковью, а Града земного – с государством: Грады взаимно перемешаны, потому и в церкви есть отступники, а в государстве – праведники. Государство же, с точки зрения
Августина, как раз и создается не за грехи (ранняя Церковь), а по поводу греха, для формирования приемлемых условий для достижения главной цели – спасения. Показано, что с помощью переосмысления Августином места политической сферы в религиозно понятой реальности, высшей целью в которой является созерцание Бога, ее статус снижается, а политическое растворяется в теологическом. Политика из высшей сферы деятельности, какой она была в античном мире, на многие столетия превращается в необходимый, но временный и несамостоятельный паллиатив, в средство приближения к более высокой и истинной цели.