Религиозно-философские взгляды ʼАбӯ ал-Х̣асана ас̣-С̣ӯрӣ III. Натурфилософия
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-160-170Ключевые слова:
ʼАбӯ ал-Х̣асан ас̣-С̣ӯрӣ, самаритяне, арабо-мусульманская философия, средневековая философия, физика, субстанция, акциденция, душаАннотация
История самаритянской религиозно-философской мысли – подлинная terra incognita современной науки: в то время как большая часть письменных памятников самаритян остается неопубликованной, спекулятивная теология их общины до сих пор не обратила на себя внимания специалистов. Предлагаемый читателю цикл работ призван восполнить этот пробел в философском востоковедении и пролить свет на наследие родоначальника арабоязычного самаритянского богословия ʼАбӯ ал-Х̣асана ас̣-С̣ӯрӣ (XI в.). В третьей статье цикла автор рассматривает учение ас̣-С̣ӯрӣ о природе. В частности, прослеживается влияние на его концепции физики калама: подобно ранним мутазилитам, ʼАбӯ ал-Х̣асан держится позиций строгого атомизма, объявляет тело результатом схождения воедино четырех неделимых частиц, а акцидентальные характеристики – следствием «привхождения» в тела модально оформленных «смыслов». Умеренный реализм ас̣-С̣ӯрӣ проповедует и в своей теории познания, согласно которой человеческий разум «схватывает» существующие в предметах «смыслы» и транскрибирует их средствами тварного языка. Само естество человека ас̣-С̣ӯрӣ описывал как единство духа и автономного тела, внутренние акты которого обусловлены совокупностью ряда естественных сил; действие же мозга самаритянский теолог объяснял с оглядкой на перипатетические антропологические справки.