Межпредметный подход в образовании как феномен «возврата смыслов»: проблема диалога
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-3-26-36Ключевые слова:
межпредметный подход, междисциплинарность, смысл, диалог, монолог, ученикАннотация
Одной из важнейших проблем образования является утрата целостности знания. Другой важной проблемой образования человека выступает утрачивание его смыслов как потеря субъектности, отчуждение от реального мира и снижение мотивации к познанию, в том числе самого себя. Смыслы и цели сегодняшнего образования заключаются в передаче информации (не знаний, которые выращиваются изнутри) как педагогически адаптированного социального опыта от учителя к ученику. Подобный ретрансляционный характер образования монологичен, закрывает ученика от него самого и внешнего мира. Одинаковость ответов учеников «на выходе» сообразно полученному объему одинаковой информации «на входе» есть маркер потери ученика как невозможности продуцирования им собственных смыслов. С философско-методологической точки зрения «возврат смыслов» ученика возможен в образовании диалогового типа. Ученик рассматривается не как «чистый лист», а как «семя неизвестного растения», имеющего свою миссию, культурно-
исторические, антропологические свойства личности. Открытие учеником своего внутреннего пространства смыслов, «возврат смыслов» в образование и социум, возможен не в усвоении «правильной» информации, а в созидании своего образовательного продукта на основе изучения объектов действительности, имеющих межпредметную и метапредметную суть. Проектирование межпредметного содержания образования представляет собой проектирование диалога в образовании на всех его уровнях (целевом, содержательном, технологическом, оценочном). Междисциплинарность заключается в вовлечении ученика в диалог, приводящий к открытию им самого себя и окружающего мира. Построение диалогового пространства на основе межпредметной интеграции осуществляется более интенсивно, если меняется характер обучения: от ретрансляционного монологичного к диалогическому. Смысл, заложенный в междисплинарном содержании образования, находит своего «собеседника» – смысл ученический. Возникает общение как размыкание ученика миру, воплощая принцип подобия микрокосма макрокосму, наделяет образование эвристическим содержанием. В статье также рассматриваются идеи междисциплинарности и эвристики через призму русской философии рубежа ХIX–XX вв. в качестве философско-методологических и дидактических основ проектирования отечественного образования.