Нейрофеноменологический проект изучения религиозных практик: история и идеология
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-2-165-178Ключевые слова:
медитация, осознанность, нейронауки, нейропсихология, буддизм, йога, психиатрия, психология, созерцание, феноменологияАннотация
В статье реконструируется нейрофеноменологическая традиция изучения религиозных практик, рассматривается концепция нейрофеноменологии, разработанная Франсиско Варелой. Идеи Варелы анализируются в контексте дебатов о трудной проблеме сознания, разгоревшихся в 1990-е гг., и сопоставляются со взглядами Дэниела Деннета, Джона Сёрла, Дэвида Чалмерса. Устанавливается, что сформулированная Варелой концепция стала методологической основой для исследований медитации в нейрофеноменологической традиции после 1990-х гг., а его философские идеи были развиты коллегами. Проводится обзор предыстории нейрофеноменологических исследований, отраженной в статьях 1950–1960-х гг., дается критический анализ идеологизированных исследований трансцендентальной медитации в 1970-е гг. Далее рассматриваются психологические попытки секуляризировать достижения религиозных практик в трудах Герберта Бенсона и Дэниела Гоулмана. Обосновывается, что новая эра в изучении религиозных практик начинается в 1990-е гг., когда параллельно публикуется первое метаисследование экспериментов с медитацией, выходит книга Джона Кабат-Зинна «Жизнь в состоянии полной катастрофы» и открывается институт «Разум и жизнь». Деятельность последнего разбирается подробно, выявляются квазирелигиозные его основания. Разбирается специфика летнего института «Разума и жизни», демонстрируется его влияние на развитие нейрологических исследований в США. Современный этап нейрофеноменологии связывается с двумя значительными успехами: революцией осознанности и созданием учебных курсов по созерцательным исследованиям. Показывается, как осознанность стала восприниматься психологически доказанной эффективной практикой, способной улучшать жизнь человека во всех сферах: от навыков программирования и игры на бирже до домашнего хозяйства и семейных отношений, и то, как современная популярность осознанности повлияла на другие проекты, реализуемые институтом «Разум и жизнь». В заключение сопоставляются установки двух программ изучения религии: нейротеологии и нейрофеноменологии. Делается вывод, что нейротеологи стремятся секуляризировать религиозные практики, отделить их от религиозного содержания, нейрофеноменология, напротив, апологетична, ее лидеры воспринимают свою деятельность как миссию по изменению мира на основании внедрения религиозных практик в повседневную жизнь. Но учитывая, что нейрофеноменология связана с дискуссиями о проблеме сознания и изучением буддийской осознанности, уровень философской рефлексии в ней значительно выше.