Большие данные на занятиях по философии и этике
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-195-205Ключевые слова:
большие данные, этика данных, дидактическая подготовка больших данныхАннотация
Поскольку цифровая трансформация распространяется на все большее число сфер жизни, обработка и анализ информации с помощью больших данных являются краеугольным камнем происходящих изменений. Манипулятивный потенциал больших данных все чаще порождает общественные дискуссии об этических последствиях для личности и общества. Это свидетельствует о необходимости повышения осведомленности людей, особенно молодежи, по этому вопросу. Современные молодые люди, как правило, проводят большое количество времени во взаимодействии с различными цифровыми устройствами и технологиями. Но ответ на вопрос, знают ли они, какие данные собирают их гаджеты и что можно сделать с этими данными, обычно представляет собой смесь невежества и незаинтересованности. Отсюда и вытекает мотивация дать молодым людям возможность всесторонне и разнообразно размышлять о последствиях обработки больших объемов данных в современном обществе. Целью данной работы является дидактическая подготовка больших данных в качестве темы занятий по философии и этике. Методический трехступенчатый подход, включающий технологические основы, этический анализ и дидактическую практику, исследует вопрос о том, как можно достичь этой цели. Он показывает, что, понимая технические и этические аспекты и используя конструктивистскую теорию обучения, можно осуществить методическую разработку занятия для использования в учебном процессе. Сложность феномена больших данных обусловлена быстро меняющимися обстоятельствами и требует обучающих примеров. Данную работу можно рассматривать как вклад в дальнейшие дидактические исследования в области этики больших данных.