Идеология освобождения животных и «вина» христианства Часть III: Альтернативы либерационизму
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-174-185Ключевые слова:
этика обращения с животными, антропоцентризм, трансгуманизм, энвайронментализм, экология, ценностиАннотация
Завершается критический анализ тезиса о вине христианства за угнетение животных на Западе, который развивает Питер Сингер и ряд других идеологов «освобождения» животных. В начале перечислены изъяны либерационистского подхода, делающие их решение указанной проблемы сомнительным. К таковым относится неустранимость антропоцентризма, несмотря на заявляемое его отвержение, утопичность финальных целей этого движения и неучет экологического контекста, кардинально обусловливающего общее благополучие животных. Затем рассматриваются альтернативные подходы: трансгуманистский и энвайронменталистский. Поскольку в первом развиваются тенденции, присущие либерационизму, признается их идейное родство. Второй подход действительно альтернативен им обоим. Анализируются его основополагающие принципы: холизм, эко- и биоцентризм, эгалитаризм жизненных форм. Выявляются его недостатки, которые сопряжены по преимуществу с его антигуманным пафосом и практической неэффективностью. В конце даются контуры альтернативы, развиваемой в свете христианского мировоззрения, на почве которого может строиться реалистичная нешовинистическая политика в сфере обращения с животными.